часть 2 Главы 11 "Разрешение конфликтов и посредничество"
книги Маршалла Розенберга "Ненасильственное общение. Язык жизни", стр. 222-233 издания 2018 года.
В этой части речь идет о посредничестве или, иначе, медиации - когда вы помогаете двум или нескольким другим людям примириться, договориться, просто услышать друг друга. Маршалл пишет, что посредник не становится на чью-либо сторону - он нейтрален. Однако, сейчас в кругах ННО говорят всё больше о том, что посредник фактически становится на сторону всех участников спора - он "за" всех. И это отличается от идеи беспристрастности, согласитесь?
Несмотря на то, что в большинстве случаев посредник лично не заинтересован в разрешении спора (а Маршалл упоминает и случаи, когда посредник косвенно вовлечен в
отношения, стр. 223), у каждого из нас в этой роли могут появиться ожидания того, что *должно* произойти: "человек А должен терпеливо выслушать оппонента", "а человек В должен согласиться на X". Нелегко отловить внутри себя эти ожидания, когда они в дымке, пелене автоматизма, и вместе с тем существенно влияют на наше поведение, слова, интервенции. Впустить эти "должно" в зону своей осознанности - первый шаг к посредничеству в большем соответствии с принципами ННО. Следующий этап - самоэмпатия - соединиться, настолько быстро, насколько вы умеете, со своими наблюдениями, чувствами, потребностями, и возможно, просьбами, стоящими за этими "должно". И уже из этого состояния продолжать процесс.
Самоэмпатия помогает посреднику еще и вернуться к тому, что происходит сейчас, в сердце разговора между этими конкретными людьми: быть с тем что есть. Она универсально поддерживает и эмпатические догадки о том, что стоит за фразами протеста или молчанием одной из сторон.
Меня поражает описанная Маршаллом глубина его знания человеческой природы, когда он без всяких историй, информации о фактах, перевоплощался в другого человека и точно угадывал своим сердцем, что тот испытывал и даже говорил его словами (стр. 225, про инсценировки). Маршалл комментирует, что это возможно благодаря контакту со своими потребностями, которые так же - как и в нем - живут в каждом и объединяют нас со всеми другими людьми, всем живым миром.
В завершении главы Маршалл пишет о неформальном посредничестве (стр. 230). В этой связи я вспомнила о феномене эффекта свидетеля (психологическом эффекте, проявляющимся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации, не пытаются помочь пострадавшим). Автор книги даёт конкретный пример, как можно помочь и жертве насилия, и самому человеку, применяющему насилие (физическое или вербальное). И такие примеры воодушевляют действовать. Однако, применять на практике этот инструмент - эмпатически слышать и выражать эмпатию вербально - не так просто, это требует длительной и регулярной тренировки узнавания потребностей, в том числе за физическим насилием.
Вебинар | Запись практики
Как перестать себя ругать?
Вы сможете узнать:
- откуда берётся самокритика,
- почему вредно её игнорировать,
- что с ней можно делать,
а также начнёте менять отношение к себе, чтобы перестать-таки ругать себя.
Памятка
Карманный переводчик на человеческий
«Я опять всё запорола.»
«Она могла бы быть терпимее.»
«Конечно, никто меня и в грош не ставит.»
Подобные мысли и фразы совсем не полезны. Вот основные негативные последствия таких мыслей:
- ухудшение психологического здоровья, повышенная тревожность и депрессивное состояние;
- накопление недоверия и обиды в отношениях с близкими людьми;
- неуверенность в себе, снижение способности обучаться и развиваться;
- низкий уровень сочувствия другим людям, отсутствие эмпатии.
Забирайте Переводчик на человеческий, чтобы узнать, чем их лучше заменять.
Дневник для разбора конфликтов
Форма самоэмпатии
Ненасильственное общение практикуют миллионы людей по всему миру.
Это простая и притом устойчивая, универсальная база для поддержания психологического здоровья и гармоничного общения с другими.
Попробуйте базовую практику ненасильственного общения дневник сопереживания (или эмпатии) себе для разбора конфликта.
авторизуйтесь